Девелоперы поделились механизмами адаптации к меняющимся рыночным условиям

В столичном торгово-развлекательном комплексе VEGAS Крокус Сити 26 февраля прошел круглый стол «Рынок новостроек Московской области: векторы развития», организованный в рамках «Showroom жилой недвижимости 2016» при поддержке Группы компаний ПИК.

Ухудшение экономической конъюнктуры в России уже привело к снижению покупательской активности на первичном рынке недвижимости. Но несмотря на это девелоперы продолжают запускать новые проекты. В ходе круглого стола ведущие игроки рынка поделились своими соображениями о том, какой продукт востребован в кризис и как подмосковным девелоперам вести себя в условиях нарастающей конкуренции со стороны столичных новостроек

Открывая круглый стол, Анна Соколова, директор департамента консалтинга и управления проектами компании «Метриум Групп», отметила, что один из векторов развития современного рынка недвижимости Московской области – это увеличение доли компактных студий в проектах. По ее словам, в отдельных проектах этот показатель достигает 40%. По мнению эксперта, подобный подход в долгосрочной перспективе не решит проблем со спросом: на начальном этапе реализации небольшие квартиры пользуются спросом, но потом активность покупателей сильно снижается.

Эту тему продолжил и Дмитрий Котровский, партнер компании «Химки Групп», отметив, что мелкая нарезка – это «путь в никуда». Также как и попытки девелоперов привлекать покупателей маркетинговым ходом «заплати сколько есть и получи квартиру». По его мнению, если заемщик не в состоянии собрать денег даже на полноценный первоначальный взнос, то рано или поздно он может оказаться не в состоянии обслуживать ипотеку. Котровский сравнил эту ситуацию с ипотечным кризисом 2008 года в США.

Также представитель компании «Химки Групп» обозначил еще одну проблему: вопиющее несоответствие спроса предложению. Он привел статистику, согласно которой в прошлом году в Подмосковье было заключено около 11 тыс. договоров долевого участия, что примерно соответствует 500 тыс. кв. м жилья. В то время как на 2016 год запланирована сдача в эксплуатацию не менее 8 млн кв. м. По словам Дмитрия Котровского, тот факт, что рынок не успевает поглощать возводимые объемы, в конечном итоге может привести к остановке строек.

В свою очередь Наталья Саакянц, коммерческий директор компании Rose Group, заявила, что многие девелоперы смогли извлечь уроки из прошлых кризисов и к этому подошли в более устойчивом финансовом состоянии. И для сохранения своих позиций игроки рынка должны проводить более строгий анализ новых площадок, проводить аккуратную политику как при запуске новых проектов, так и при выводе на рынок корпусов в уже реализуемых проектах.

Оптимизма в дискуссию добавил Леонард Блинов, заместитель генерального директора компании Urban Group. По его словам, несмотря на то, что объем заключаемых в Московской области ДДУ с 2014 года снизился на 20%, за этот же период девелоперу удалось увеличить свои объемы продаж в 4 раза. Причем сделано это было не за счет предложения более низкой цены. Напротив, компания Urban Group провела диверсификацию внутри своих проектов и вывела на рынок продукт более высокого класса: клубные дома и уникальные форматы квартир. Впрочем, Леонард Блинов оговорился, что это частный случай, массово подобная стратегия вряд ли будет работать.

Свой рецепт адаптации к текущим рыночным условиям предложил и Павел Брызгалов, директор по проектированию ФСК «Лидер». По его словам, компания
пошла по пути снижения средней площади квартир в своих проектах. Однако сделано это было не за счет бездумного уменьшения нарезки, а за счет сокращения площадей мало используемых помещений, таких как прихожие и коридоры. Это позволило повысить функциональность и сохранить уровень комфорта.

Виталий Разуваев, коммерческий директор компании «Сити XXI век» затронул еще одну важную тему: стоимость последующей эксплуатации жилья. По его словам, сегодня этот вопрос очень волнует покупателей, они хотят знать, во сколько им обойдется обслуживание приобретаемых квартир. Поэтому они стараются избегать факторов, удорожающих эксплуатацию: неиспользуемые площади, слишком дорогое инженерное оборудование и т.д.

Ну и наконец, Игорь Козельцев, директор проекта «Новый Зеленоград» компании IKON Development, заявил, что сегодня важно не только разнообразить сам продукт, но и дать покупателю комфортные опции по приобретению этого продукта. Среди них он назвал совместные ипотечные программы по сниженным ставкам, фиксацию стоимости квартиры на период реализации своего старого жилья на вторичном рынке. Причем он отметил, что сегодня продать квартиру на «вторичке» довольно сложно. Понимая это, девелопер дает своим клиентам больше времени на этот процесс.

В ходе дискуссии модератором круглого стола Валерией Мозгановой, руководителем отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM, также была затронута тема нарастающей конкуренции со стороны столичных новостроек. В частности, она напомнила, что не так давно на московском рынке стартовал проект с начальной стоимостью квадратного метра на уровне 85 тыс. рублей. Однако спикеры сошлись во мнении, что на сегодняшний день подмосковным новостройкам подобные жилые комплексы не угрожают: за аналогичные деньги в области можно приобрести продукт гораздо более высокого качества, в хорошей экологической обстановке, а не на территории бывшей промзоны, с сопоставимой транспортной доступностью и т.д.

Завершая круглый стол, Валерия Мозганова отметила, что всех игроков рынка недвижимости ждет крайне непростой 2016 год. По ее словам, сегодня далеко не все осознают весь масштаб происходящего. «И к концу года оптимизма явно поубавится», - резюмировала она.

Шоурум продлится до 6 марта включительно. Время работы с 10.00 до 23.00 и с 10.00 до 24.00 по выходным.

Выставка расположена в ТРК VEGAS Крокус Сити, на 1 этаже, на 47-улице.

Информационные партнеры выставки: Cottage.ru, Urbanus.ru, «Интерфакс недвижимость», «Рамблер.недвижимость», «Дом.Lenta.ru», Crocus.tv, «ЦИАН», Arendator.ru, «Дайджест недвижимости», Maindoor, Система "Купи рекламу", Novostroy-M.ru, INR.RU, «Найди квартиру», «Найди поселок», Domzamkad.ru, Novaya-riga.ru, Move.ru, 1dom.ru, Zagrandom.ru, Квадрум, Russianrealty.ru, «Мир Квартир», Kvartiravmoskve.ru, Tatre.ru, Vseposelki.ru.